С сегодняшнего дня «Рамблер» отказывается от поддержки собственной поисковой системы и
начинает использовать на своих сервисах поисковые технологии «
Яндекса». Кроме того, «Рамблер» присоединился к системе контекстной рекламы «Яндекс.Директ»: ее он будет использовать параллельно с собственной рекламной системой «Бегун».
«Рамблер» долго шел к отказу от собственного поиска, доля которого в российском интернете сейчас составляет около 1,5%. Компания еще 2 года назад пыталась перейти на поиск
Google и продать «Бегун», но сделку тогда не одобрила Федеральная антимонопольная служба. Уже после объединения Rambler Media с издательским домом «Афиша» стало окончательно понятно, что портал будет в первую очередь
специализироваться на медиа и околомедийных сервисах. Недавно «Рамблер» объявил о ребрендинге, запустил сразу несколько сервисных проектов («Рамблер.Кассы» и «Афиша–Мир») и создал венчурный фонд, который ищет медиаресурсы, решения в области электронных покупок, персональных и массовых коммуникаций. Генеральный директор объединенной компании «Афиши» и «Рамблера»
Николай Молибог в письме сотрудникам
логично объясняет последовательную переориентацию портала: «Мы переосмысливаем концепцию поиска на «Рамблере». «Яндекс» предоставляет нам свои технологии, и это, бесспорно, лучшее решение в области поиска информации на русском языке. Мы будем дополнять и обогащать эти технологии своими разработками, сервисами и «подмесами»
.
В самом переходе на чужую поисковую технологию нет ничего нового. Например, Mail.ru с 2009 года использует поисковые технологии Google; есть и западные примеры: портал Yahoo уже три года пользуется поиском Microsoft. Как уже
отмечают эксперты, рыночное положение «Рамблера» не сильно изменится от модернизации поиска. Зато можно рассчитывать на рост прибыли в результате интеграции с «Яндекс.Директ». Объявления, размещенные через систему, будут показываться не только в результатах поиска, но и на тематических площадках «Рамблера». «Продукты «Афиши» и «Рамблера» образуют единое пространство, в котором пользователю удобно выбирать», – пишет Молибог. И надежды топ-менеджмента компании в этом случае действительно оправданы: интернет-гайды, сервисы товарного поиска и выбора –
самые перспективные площадки для контекстной рекламы наряду с соцсетями. У «Яндекса» такие тоже есть, но у «Рамблера», судя по заданному темпу, их в скором времени будет еще больше.
Но все же главный герой этой истории не «Рамблер, чей путь был предначертан еще несколько лет назад, а «Яндекс»: интернет-компания вовремя осознала угрозу со стороны
союза Google и Mail.ru и противопоставила ему собственный, не менее перспективный проект партнерства. По данным comScore за май 2011 года, российская аудитория сервисов «Рамблер» составила 15,7 млн. У «Рамблера», в отличие от Mail.ru, нет социальных сетей, но есть сильные медиа (Lenta.ru и «Афиша»), и сотрудничество двух интернет-компаний вряд ли ограничится поиском и рекламой. Теперь в ближайшие годы мы будем свидетелями борьбы за рынок не просто двух интернет-компаний, глобальной и локальной, мы увидим конкуренцию целых партнерских конгломераций: Google и Mail.ru vs «Яндекс» и «Рамблер-Афиша».