Страны Содружества могут резко сократить пошлины | ||
Экономика | ||
19 мая в Минске главы правительств Содружества независимых государств могут подписать договор о создании зоны свободной торговли СНГ. В таком случае она на пространстве 11 стран заработает уже весной ... |
19 мая в Минске главы правительств Содружества независимых государств могут подписать договор о создании зоны свободной торговли СНГ. В таком случае она на пространстве 11 стран заработает уже весной следующего года, рассказал директор департамента экономического сотрудничества исполкома СНГ Андрей Кушниренко.
Договор должен стимулировать сотрудничество и товарооборот стран СНГ. А сами правила взаимной торговли станут более прозрачными. Сейчас они регулируются договором, подписанным еще в 1994 году, и более 100 двусторонними соглашениями.
Впрочем, каких-либо ориентиров по увеличению взаимной торговли пока не называется. Сейчас, по экспертным оценкам, доля взаимной торговли в СНГ составляет от 22 до 24 процентов, и в кризис она упала. Тогда как в Евросоюзе этот показатель достигает почти 70 процентов. Предполагается, что договор сведет к минимуму существующие сейчас изъятия из режима взаимной торговли, в отношении которых сейчас применяются импортные пошлины. Их количество сократится больше чем в 10 раз.
Достигнуто и принципиальное согласие по экспортным пошлинам. На этапе переговоров шла речь об их полной отмене. Такой шаг был бы выгоден многим торговым партнерам России, поскольку любое повышение пошлин на топливные ресурсы делает их дороже в странах-получателях. Однако пока полностью отменять экспортные пошлины не будут. Достигнут компромиссный вариант. На первом этапе их зафиксируют и возьмут обязательства не повышать и не расширять список. А спустя полгода после вступления в силу договора начнутся переговоры об их отмене. Заметим, что совсем недавно с идеей полной отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты выступили эксперты, дорабатывающие долгосрочную стратегию развития страны до 2020 года. Поэтапный график отмены экспортных пошлин предусмотрен и обязательствами России, взятыми в рамках переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию, замечает Кушниренко. Правда, топливная тема этими договоренностями не охвачена.
По образцу ВТО в СНГ будет действовать процедура разрешения споров. При их возникновении страны смогут обращаться в специально созданную Комиссию экспертов, куда каждое государство делегирует своих представителей.
Она будет сформирована в течение трех месяцев после вступления в силу договора. Решения комиссии будут носить рекомендательный характер. Но в случае если вердикт комиссии не выполняется, пострадавшая сторона получит право применить ответные меры.
В договоре перечисляются и другие факторы, регулирующие внешнюю торговлю. Так, ограничения, принимаемые по соображениям платежного баланса страны, могут приниматься лишь на строго ограниченное время. Нельзя использовать в качестве барьеров фитосанитарные нормы, кроме как в целях защиты здоровья граждан и охраны окружающей среды. Под запрет попадут и вводимые некоторыми странами скрытые ограничения на импорт - они фактически не применяют пошлин, но обкладывают завозимую продукцию повышенными акцизами или НДС. Все это также соответствует нормам ВТО. "Такие правила выводят из "серой зоны" все существующие сейчас барьеры во внешней торговле", - поясняет Кушниренко. Россия в итоге получит шанс более активно выходить на рынок СНГ.
Россия уже соблюдает большинство норм ВТО и почти все требования нового договора, говорит Кушниренко, в основном она выиграет от создания зоны — например, в Средней Азии конкурентоспособность российских машин снижена из-за ограничительных мер. Договор вступит в силу с момента ратификации, для Узбекистана — с 2020 г. или после вступления в ВТО.
Для большинства российских промышленников соглашение выгодно — открываются новые рынки, отмечает профессор ВШЭ Алексей Портанский: в Белоруссии в отношении российских товаров действует, по данным Минэкономразвития, более 23 запретных мер. Но некоторые отрасли, например сельское хозяйство и производители труб, могут столкнуться с ростом импорта, признает он.
В 2010 г. «АвтоВАЗ» экспортировал 42 143 автомобиля — на 21% больше, чем годом ранее, львиная доля пришлась на СНГ, говорит директор по внешним связям завода Игорь Буренков. Особенных проблем с экспортом в страны СНГ «АвтоВАЗ» не испытывает, за исключением поставок в Узбекистан, признает он: в 2009 г. для компаний, торгующих импортными автомобилями, власти Узбекистана отменили конвертацию валютной выручки, запретили кредитование покупок и ввели дополнительный дорожный налог. Продажи «АвтоВАЗа» в Узбекистане резко сократились: в 2008 г. поставлено 8920 Lada, в 2010 г. — 162. Для наращивания экспорта «АвтоВАЗу» нужно будет строить дополнительные мощности, говорит Буренков.
Представитель ТМК отказался от комментариев. Открытие рынка выгодно сельхозпроизводителям Украины и Казахстана, отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, российские не пострадают и не выиграют, хотя им поможет унификация фитосанитарных требований.
В целом зона свободной торговли может стать более эффективным с точки зрения увеличения товарооборота проектом, чем Таможенный союз, считает Портанский.