Полмиллиарда за интеллект | ||
РФ | ||
Четырехмесячная эпопея с продажей Opel окончена: он достанется Magna International и Сбербанку. Покупатели смогли настоять на своем и получат доступ к интеллектуальной собственности Opel ... |
Вчера вечером совет директоров General Motors (GM) одобрил продажу 55% акций Opel консорциуму канадской Magna и Сбербанка. У GM останется 35%, еще 10% получит трудовой коллектив Opel.
GM будет стараться закрыть сделку к концу ноября, заявил вчера главный переговорщик от GM, вице-президент Джон Смит. По его словам, выбор пал на Magna, так как компания хорошо понимает бизнес Opel, является поставщиком GM уже 50 лет. Наконец, у Magna хорошие связи в России, как с бизнесом, так и с правительством, они смогут быстро увеличить продажи Opel в стране, отметил Смит.
За 55% акций Opel партнеры заплатят 500 млн евро. Представитель GM Europe Карен Киршнер объяснила, что сразу консорциум заплатит за акции 450 млн евро и предоставит конвертируемый в акции заем на 50 млн евро. Сбербанку в Opel достанется 27,5%. «У нас будет право продажи акций ВЭБу или ГАЗу», — сказал «Ведомостям» предправления Сбербанка Герман Греф.
Представитель министерства экономики и новых технологий Германии добавил, что правительство Германии готово выделить Opel госгарантии в размере 4,5 млрд евро. Правда, Греф оговаривается, что «поздравлять пока рано», «окончательное решение о сделке еще не принято», ее должен одобрить траст, которому передан контрольный пакет Opel.
Несколько ключевых моментов будут доработаны сторонами в течение ближайших недель, отмечается в сообщении GM. Речь идет о письменном согласии на сделку профсоюзов, принятии правительством решений о выделении госгарантий по кредитам Opel.
Самым спорным моментом в переговорах был вопрос о технологиях и интеллектуальной собственности Opel. GM не хотела отдавать их новым собственникам, но пошла на уступки. Opel будет иметь открытый доступ к технологиям GM, рассказал «Ведомостям» вице-президент GM Кристофер Преусс, и, как и раньше, будет платить роялти за использование лицензий. Права на старые разработки Opel также останутся в собственности GM, заметил он, но Magna и Сбербанк получат право пользоваться всеми новыми разработками инженеров немецкого концерна. Это «Ведомостям» подтвердил гендиректор Magna Зигфрид Вольф. По его словам, иначе сделка не имела бы смысла.
По условиям сделки сборочный завод GM в Санкт-Петербурге (выпускает Opel Antara, Chevrolet Captiva, Chevrolet Cruze) будет передан в собственность Opel, рассказал источник в GM. Также в сделку войдет дилерская сеть Opel в России, отметил Преусс, хотя не будет включен завод в Узбекистане. Доля GM в СП «GM-АвтоВАЗ» также отойдет Opel.
По условиям сделки Opel нельзя будет продавать свои машины в США, Южной Корее и Китае. Американцы два года будут назначать руководителей Opel, отвечающих за продажи и развитие.
Конкурентом Magna и Сбербанка в борьбе за Opel была бельгийская RHJ International (предлагала за 50% акций 300 млн евро). Вчера ее представители от комментариев отказались, так же как представители «Базэла» и группы ГАЗ. Но на этой неделе в интервью «Ведомостям» владелец компаний Олег Дерипаска заявлял: «Мы же можем помочь [Opel] в организации сборки их моделей на нашей площадке и предоставить свою дилерскую сеть для их сбыта». У ГАЗа сейчас простаивают линии мощностью 170 000 машин в год, купленные у Chrysler под выпуск Volga Siber.
Впрочем, эта сделка важна не только для ГАЗа, отмечают эксперты. «Мы считаем, что она очень важна для России, для ее интеграции в европейскую экономику. Это сделка, направленная на будущее», — сказал Греф. «Это не только приобретение автомобильной компании, но и доступ России к передовым технологиям производства и, особенно, технологиям управления производством», — считает директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Сергей Беляков. «Также это будет означать доверие к российскому госбанку как к стратегическому инвестору», — замечает он. Впрочем, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что основной целью покупки доли в Opel был не доступ к технологиям: «Нужно было показать, что наши структуры хотят стать и становятся серьезными игроками на мировых рынках».