Лаборатории UW и Starlab независимо добились успеха в передаче данных по интерфейсу «мозг-мозг» из песочницы | ||
Наука | ||
Команды двух научных коллективов по-отдельности скрестили несколько хорошо известных технологий для непосредственного обмена данными между людьми — точнее, их мозгами ... |
Команды двух научных коллективов по-отдельности скрестили несколько хорошо известных технологий для непосредственного обмена данными между людьми — точнее, их мозгами. По всей видимости, проекты из США и Европы представляют собой прецеденты передачи информации между людьми без любых невербальных средств. Тем не менее, пока эта «телепатическая» технология весьма груба и вряд ли имеет практическое применение.
В статье, опубликованной на прошлой неделе в научном журнале PLOS One, рассказывается, как неврологи и информатики из Вашингтонского университета в Сиэтле описывают интерфейс типа «мозг-мозг», который позволяет двум людям совместно играть в простую видеоигру. А чуть ранее барселонская компания Starlab рассказала о разработанном методе передачи коротких слов, таких как «чао» (ит. — «ciao») двоичным кодом между разумами на двух разных континентах.
В обоих исследованиях использовалась следующая система. Отправитель сообщения носил шлем для электроэнцефалографии, который детектировал сигналы, генерируемые корой головного мозга, когда он думал о движении руки или ноги. Затем сигнал передавался через интернет на компьютер, переводивший его в импульсы, поставляемые в мозг реципиента с помощью магнитной катушки. В случае Starlab адресату приходили вспышки света, а в эксперименте Вашингтонского университета магнитная пульсация вызывала невольное подрагивание запястья над тачпадом, нажатия на который приводили к запускам ракет в компьютерной игре.
Ни ЭЭГ, ни описанный тип стимуляции мозга (так называемая транскраниальная магнитная стимуляция или ТМС) не являются новыми технологиями. Однако новым стало их объединение в целях налаживания простой системы связи. Исследователи Starlab высказали предположение, согласно которому эти «супервзаимодействующие технологии» могут «в конечном счёте оказать огромное влияние на социальную структуру нашей цивилизации».
Тем не менее, сегодня технология остаётся крайне ограниченной — в эксперименте не передавались ни эмоции, ни мысли или идеи. Вместо этого человеческий мозг использовался как реле, чтобы передать сигнал между компьютерами. Скорость передачи также не впечатляла.
Инструкции по технике безопасности ограничивают использование ТМС-систем одним импульсом в 20 секунд. Но даже без этого ограничения человек в шлеме ЭЭГ может передавать лишь несколько бит информации в минуту, поскольку умышленное изменение кривой электромагнитных сигналов требует преднамеренной концентрации. Для сравнения, согласно одной из оценок, человеческая речь передаёт около 3000 бит в минуту. Это значит, что 90-секундный разговор мысленно пришлось бы передавать весь день или даже дольше.
Разумеется, исследователи намерены ускорять и уточнять передачу информации от мозга к мозгу. Научный сотрудник Вашингтонского университета Андреас Стокко (Andreas Stocco) сообщил о получении его командой гранта в $1 миллион от WM Keck Foundation на обновление оборудования и проведение экспериментов с различными способами обмена информацией меду разумами, в том числе с помощью сфокусированных ультразвуковых волн, которые могут стимулировать нервные окончания через кости черепа.
Стокко утверждает, что важным применением технологии является проверка теорий о том, как нейроны представляют информацию, особенно об абстрактных понятиях. Например, если учёный считает, что сумел выделить нейроны, отвечающие, скажем, за образ жёлтого самолёта, один из способов доказать это — передача нейронной схемы другому человеку и опрос на заданную тему.
Вы можете видеть этот интерфейс по-разному. С одной стороны он — невероятно крутая игрушка, которую мы разработали, потому что это футуристично и является техническим прорывом, хотя не имеет прямого отношения к науке. С другой — на будущее это лучший способ проверки гипотез о том, как мозг кодирует информацию.
По материалам MIT Technology Review.