На портале госуслуг можно будет зарегистрироваться по номеру мобильника | ||
РФ | ||
Минкомсвязи предложила механизм получения учетных записей на портале госуслуг без похода в офис "Ростелекома" или ожидания письма ... |
Минкомсвязи разработало механизм упрощенной регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации, используемой на портале госуслуг. В качестве логина будет использоваться номер мобильного телефона, а самостоятельной регистрации без подтверждения личности будет достаточно для получения ряда сервисов.
Июльское поручение Совета при Президенте РФ об упрощении регистрации на портале госуслуг gosuslugi.ru получило свое продолжение. Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) направило на рассмотрение в Правительство предложения по новому упрощенному порядку регистрации пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), служащей, в том числе, и для подтверждения личности на портале.
По новому механизму, предложенному Минкомсвязи, для создания упрощенной учетной записи в ЕСИА гражданин должен будет ввести свой номер телефона и получить код подтверждения в виде SMS. Затем ему останется задать пароль, который станет основным для входа в личный кабинет. Логином будет служить номер мобильного телефона.
С таким упрощенным аккаунтом пользователю будут доступны далеко не все услуги, а только те, для которых не нужно строгое подтверждение личности. В их число входят оплата услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД, запись на прием к врачу, получение информации о задолженностях и т.д.
Сейчас для получения учетной записи нужно знать свой страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС, напечатан на зеленой пластиковой карте, используется в качестве логина). После верификации электронного адреса и номера телефона для подтверждения физического адреса нужно дождаться письма, отправляемого через Почту России. Либо же явиться в офис обслуживания «Ростелекома» (их около 200 по всей стране) и предъявить паспорт.
В случае принятия предложения Минкомсвязи Правительством для создания упрощенного аккаунта поездка куда-то будет не нужна.
Однако, преобразовать базовую учетную запись в полноценную (простую электронную подпись), по которой будут доступны более требовательные к безопасности госуслуги, не отходя от компьютера не удастся. Сначала, по задумке разработчиков документа, необходимо будет заполнить профиль пользователя на сайте, а затем для подтверждения личности прийти с паспортом в многофункциональный центр (МФЦ) или почтовое отделение.
В 2014 г., по планам Минкомсвязи, проводить подтверждение личности и выдавать простую электронную подпись смогут сотрудники 5000 отделений «Почты России».
Самый защищенный уровень ЕСИА - квалифицированная электронная подпись. Чтобы стать ее обладателем, гражданин должен получить сертификат на USB-носителе в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных в Минкомсвязи (таких центров в России более 200). В качестве квалифицированной электронной подписи также можно использовать Универсальную электронную карту.
Уровни подтверждения личности, необходимые для предоставления госуслуг, определяют органы власти. Квалифицированную подпись требуют, например, некоторые услуги ФНС (предоставление информации о начисленных налогах по заявлению от гражданина) и Росреестра (сделки с недвижимостью). В то же время, для получения информации о задолженностях (просроченных налогах) ФНС достаточно простой подписи.
Процесс получения квалифицированной подписи в Минкомсвязи менять не планируют. Для этого по-прежнему будет необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, который за определенную плату выдаст ключ на физическом криптоконтейнере (USB, смарт-карте и т.п.).
Сейчас в ЕСИА зарегистрированы около 5 млн человек, что составляет менее 6% всего трудоспособного населения России. «Новый порядок значительно упросит доступ граждан к получению государственных услуг в электронном виде, - считает Алексей Козырев, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи. - Процесс регистрации станет гораздо быстрее, удобнее и проще, а начать пользоваться основными, самыми востребованными у населения госуслугами можно будет сразу после завершения регистрации на сайте».
По словам Козырева, новая схема регистрации на портале также позволит реализовать подписку на SMS-уведомления о событиях. Например, о получении новых штрафов, изменении статусов запросов.
В «идеальной модели», с точки зрения Минкомсвязи, при любом электронном взаимодействии государства с гражданами, авторизация должна проходить через ЕСИА. Соответственно, и сайты федеральных органов власти и регионов, подразумевающие авторизацию, в будущем должны будут подключиться к ЕСИА. Например, этой же системой можно пользоваться для идентификации на московском портале госуслуг или на сайте Российской общественной инициативы (РОИ, позволяет гражданам выдвигать собственные законопроекты).