Версия для КПК

GaGa.Su

Услуги специалистов

Нижнего Новгорода


Образование

Рачевский: ЕГЭ в России вошел в привычку

Образование 

Об основных перспективах развития системы оценки ЕГЭ в интервью РИА Новости рассказал директор московского Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. ...

Образование

Выпускники российских школ на прошлой неделе сдали экзамены по географии и литературе - последние в расписании основной волны единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2012 года. Об основных перспективах развития такой системы оценки в интервью РИА Новости рассказал директор московского Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

- Ефим Лазаревич, чем ЕГЭ этого года отличается от экзаменов предыдущих лет?

- Для меня ключевое изменение 2012 года касается отношения к экзамену общества. ЕГЭ стал рутинной, привычной процедурой. Недавно я разговаривал с Любовью Духаниной, возглавляющей работу горячей линии Общественной палаты России по ЕГЭ. Если в прошлом году за сутки, в течение которых школьники по всей России сдавали русский язык, туда поступало несколько тысяч звонков, то сейчас - около ста. Мои собственные впечатления совпадают с этими данными. Люди успокоились, ЕГЭ вошел в привычку.

Другое важное изменение этого года: школьник, сдававший экзамен нечестно, получает право попробовать свои силы второй раз только через год, что для мальчиков может означать призыв в армию. Я знаю, что многие мои коллеги не согласны с такой постановкой вопроса, но я ее приветствую. Говорят, дети жульничают, потому что боятся. Я считаю, так можно и водителям разрешить ездить по встречной полосе на основании того, что они очень спешат.

Изменились контрольно-измерительные материалы (КИМ), особенно по гуманитарным дисциплинам. Задания стали более креативными. C каждым годом ЕГЭ все меньше походит на тест. Это хорошо.

В этом году, на мой взгляд, заметно меньше попыток фальсифицировать ЕГЭ. Я считаю, это связано с тем, что результаты экзамена наконец перестали быть критерием оценки работы главы субъекта федерации. Кроме того честности проведения экзамена способствует увеличение числа общественных наблюдателей. Еще один позитивный фактор - вторичный контроль вузов, повторяющих в первую сессию ЕГЭ и сравнивающих результаты.

Это не может не радовать: ведь школы, где возможны нарушения, перечеркивают все то, что учителя одиннадцать лет говорили детям о нравственности и культуре. О какой воспитательной роли образования можно говорить, если школа жульничает.

- Как вы считаете, каковы ближайшие задачи развития ЕГЭ? Что должно быть сделано уже к 2013 году?

- Ближайших задач три. Во-первых, необходимо наконец внедрить аудирование в экзамены по иностранному языку. Оборудование есть, специалисты есть, значит - вопрос в организации. Если такая задача будет поставлена всерьез, я думаю, ее решат.

Во-вторых, чтобы окончательно победить проблему нечестности, нужно улучшить техническое обеспечение проведения экзамена: поставить точечные глушилки мобильных телефонов и усовершенствовать систему видеонаблюдения.

В-третьих, нужно ввести два уровня для всех ЕГЭ: базовый и профильный, чтобы будущие физики и будущие филологи не сдавали одинаковые экзамены по математике.

- Как вы видите дальнейшее развитие ЕГЭ, каким он станет через пять, семь лет?

- В будущем ЕГЭ должен стать такой же процедурой, как медицинская диагностика: не привязанной к возрасту испытуемых и определенному времени года. Пора отказываться от кампанейщины и приема вcех экзаменов в течение трех недель.

Проведение ЕГЭ должно быть отделено от школ, региональных органов управления образованием и системы Минобрнауки. Нужно развивать систему независимых центров, подчиненных Рособнардзору, которые будут круглый год принимать у граждан экзамены.

Я бы сделал так: любой гражданин в любой момент может прийти в такой центр и сдать ЕГЭ. Неважно, закончил человек уже школу или нет: уверен, среди девятиклассников есть те, кто может справиться с экзаменом по русскому языку. Если результат экзамена устраивает, то выпускник его предъявляет в вуз после того, как получит аттестат. Если не устраивает и человек хочет его улучшить - пожалуйста, но если в первый раз писать ЕГЭ нужно бесплатно, то за второй я бы назначил небольшую плату - процедура все же дорогая. На мой взгляд, так волнений, из-за которых дети пытаются списать, будет меньше.

- А как усовершенствовать олимпиады?

- Я считаю, что вузовские олимпиады нужно просто отменить и оставить только всероссийскую. Большинство вузовских олимпиад преследуют лишь одну цель: заполнить бюджетные места. Поэтому многие из них (за исключением олимпиад, которые проводит десяток-полтора лучших вузов) крайне низкого уровня. Принимать с совсем низкими ЕГЭ вроде стыдно, но студентов не хватает, и таких ребят проводят через олимпиады.

Что касается всероссийских олимпиад, я считаю, нужно разрешить школьникам сразу идти на муниципальные олимпиады, минуя уровень школы. Сейчас подготовка к олимпиадам становится предметом нелигитимного заработка: в школе учителя занимаются этим за плату от родителей и потом помогают своему ученику выйти на уровень муниципалитета. Прекратить это можно, убрав фильтр школьной олимпиады.

Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ)
ria.ru
19.06.2012
 
ОбразованиеЕГЭ по математике 7,5% выпускников сдали на "двойку" (Образование) 18.06.2012

Более 7% выпускников российских школ, по предварительным данным, не справились с заданиями единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике и 3,1% по русскому. Подробнее...

ОбразованиеВ Москве многие девятиклассники не сдали математику из-за компьютерного сбоя (Образование) 10.06.2012

Проверка и публикация результатов экзаменов, которые сдавали столичные девятиклассники, обернулась скандалом. Речь идёт о государственной итоговой аттестации, сокращённо - ГИА. Подробнее...

ОбразованиеШколы смогут вводить стандарт образования для старших классов с 2013 г (Образование) 09.06.2012

Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) для старших классов, который был утвержден в четверг Минюстом, российские школы могут внедрять с 2013 года, а повсеместное его введение начнется с 2020 года Подробнее...

ОбразованиеКто освобожден от ЕГЭ? (Образование) 27.03.2009

Сегодня "Российская газета" публикует приказ Министерства образования и науки РФ о внесении изменений в порядок приема в вузы в 2009-2010 учебном году. Подробнее...

ОбразованиеУтвержден Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год (Образование) 17.03.2012

Без министерского грифа "Рекомендовано" и "Допущено" ни один учебник не попадает в класс. 2499 учебников рекомендовано и допущено для изучения в обычной школе. Подробнее...

Содержание

Нижний Новгород
ОбразованиеMIT и Гарвард вкладывают 60 миллионов долларов в дистанционное обучение (Образование) 03.05.2012

Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет запускают совместный проект дистанционного обучения EdX. Каждый из ВУЗов вложит по 30 миллионов долларов в развитие платформы и создан Подробнее...

ОбразованиеВ 2015 году планируются изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Образование) 19.08.2014

Внесены изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на 2014-2015 учебный год Подробнее...

ОбразованиеВ Москве многие девятиклассники не сдали математику из-за компьютерного сбоя (Образование) 10.06.2012

Проверка и публикация результатов экзаменов, которые сдавали столичные девятиклассники, обернулась скандалом. Речь идёт о государственной итоговой аттестации, сокращённо - ГИА. Подробнее...

ОбразованиеВ Москве уволили учителей, не отобравших у школьников мобильные телефоны на ЕГЭ (Образование) 08.06.2012

Пока московские школьники писали Единый госэкзамен по математике, в департаменте образования Москвы журналистам рассказывали о достижениях в проведении ЕГЭ Подробнее...

ОбразованиеУтверждены критерии признания дипломов зарубежных вузов в России (Образование) 11.05.2012

В России будут котироваться дипломы 300 лучших вузов мира Подробнее...

ОбразованиеЕГЭ по математике 7,5% выпускников сдали на "двойку" (Образование) 18.06.2012

Более 7% выпускников российских школ, по предварительным данным, не справились с заданиями единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике и 3,1% по русскому. Подробнее...