Версия для КПК

GaGa.Su

Услуги специалистов

Нижнего Новгорода


Трудоустройство

Меры по трудоустройству выпускников 2009 года

Трудоустройство 

В.Миклушевский: "Государство принимает активные меры по трудоустройству выпускников 2009 года" ...

ТрудоустройствоВ.Миклушевский: "Государство принимает активные меры по трудоустройству выпускников 2009 года"

s26 марта 2009 года Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Владимир Миклушевский провёл онлайн-конференцию с Интернет-пользователями по теме: "Поддержка студентов и трудоустройство выпускников 2009 года".

sЛюбовь , Ижевск:

sКакие меры по поддержке студентов предпринимаются? Будут ли как-нибудь задействованы в этом органы студенческого самоуправления?

sВладимир Миклушевский:

sДобрый день, уважаемые коллеги. Я хотел бы при ответе на этот вопрос напомнить, что Дмитрий Анатольевич Медведев в своем видеоблоге дал оценку состояния и необходимых мер по поддержке студенчества в трудной экономической ситуации. Я хотел бы затронуть три из них. Это льготные образовательные кредиты, это возможность перевода студентов на вакантные бюджетные места и вопросы, связанные с фиксацией платы за обучение. Вот эти три блока вопросов Минобрнауки активно прорабатывало все это время, и я готов сейчас рассказать о некоторых предварительных итогах.

sВера:

sКогда может начать действовать программа образовательных кредитов. И может ли правительство принять решение о субсидировании части процентной ставки по этим кредитам.

sВладимир Миклушевский:

sПо кредитам. Я хочу напомнить участвующим в конференции, что с 2008 года началась экспериментальная программа образовательного кредитования по постановлению правительства 534, которая базировалась на положительном опыте программы "Кредо", которую реализовывала компания КРЕЙН вместе с банком "Союз". Но, к сожалению, у компании КРЕЙН и у банка "Союз" осенью 2008 года начались проблемы. В результате около 4 тысяч студентов, те, которые обучались по программе кредо, и те, которые обучались в рамках эксперимента, стали испытывать проблемы с получением очередного транша. И эти проблемы осенью были полностью решены, то есть все студенты получили очередной транш в осеннем семестре, но, тем не менее, они заставили нас серьезно думать над изменением параметров эксперимента. С этой целью было проведено совещание в Правительстве Российской Федерации под председательством Игоря Ивановича Шувалова, определили на нем параметры нового эксперимента. И в настоящий момент эти параметры направлены на согласование в федеральный орган исполнительной власти мы намерены в апреле внести в правительство уже проект постановления, который меняет эти условия. Я сейчас кратко расскажу, что мы меняем. Прежде всего, речь идет о том, что мы намерены поддерживать только хорошо успевающих студентов. Кредит может получить тот человек, которые хорошо учится. И это основное направление тех мер, о которых я дальше буду рассказывать. Второй момент, кредит смогут получить те студенты, которые обучаются на специальностях или направлениях подготовки, прежде всего востребованных экономикой, либо обучающиеся на направлениях подготовки, по которым, может быть, существует перепроизводство специалистов, но в тех ВУЗах, где дается качественное образование по этим направлениям. Потому что мы знаем, что у нас есть перепроизводство менеджеров, у нас есть перепроизводство экономистов, но, тем не менее, хорошие менеджеры, хорошие экономисты нам все равно нужны. Важным изменением параметра кредитования станет то, что сейчас не требуется гарантий или поручительства со стороны студентов. По сути поручителем станет государство. При этом мы продекларировали достаточно низкую процентную ставку. Кредит можно будет получить по ставке не более, чем 11,5% годовых. Это будет обеспечиваться за счет того, что государство будет субсидировать три четверти ставки рефинансирования ЦБ. Вы знаете, что ставка рефинансирования ЦБ сейчас 13% годовых, три четверти, соответственно, 9,75%, Иными словами, если банк на сегодняшний день дает свою кредитную программу по образовательным кредитам, условно говоря, под 15%, государство будет субсидировать 9,75% этой ставки, остальное будет платить студент. Но, подчеркну, что студент будет платить, возвращать кредит и проценты по кредиту после окончания обучения плюс три месяца. Эти три месяца ему даны на то, чтобы устроиться на работу. Вот основные параметры программы образовательного кредитования, которые я озвучил. Еще раз хочу подчеркнуть, что в апреле мы внесем проект постановления в Правительство.

sАнна, Екатеринбург:

sДобрый день. Подскажите, пожалуйста, если я учусь платно в государственном вузе, но с оценками у меня все замечательно, куда я могу написать заявление о переводе на бесплатное? насколько это реально и на что я могу ссылаться?

sВладимир Миклушевский:

sЯ должен напомнить, что норма о переводе хорошо обучающихся студентов, которые обучаются на контрактной основе, на вакантные бюджетные места, предусмотрены действующим законодательством в образовании. И наша задача, когда мы получили поручение президента Дмитрия Анатольевича Медведева, состояла в том, чтобы проанализировать уставы ВУЗов (а я напомню, что эта норма должна быть закреплена в уставе ВУЗа, конкретно прописана) и выявить те нормы, которые, по сути, являются запретительными. Мы эту работу провели, выяснили, что уставы ВУЗов содержат разные нормы, как правило, это от 1 до 6 семестров обучение на "хорошо", либо "хорошо" и "отлично", либо только "отлично", и мы 13 марта направили свои рекомендации в ВУЗы с целью приведения этих норм в некое единое соответствие. В чем суть этих рекомендаций. Прежде всего, мы предложили всем ВУЗам осуществлять перевод студентов два раза в год, то есть по результатам каждой сессии. Дальше мы предложили, потому что не во всех уставах это присутствовало, разработать процедуру такого перевода. При этом мы должны понимать, что часто возникает ситуация, при которой количество вакантных мест меньше, чем желающих перевестись. Следовательно, эта процедура должна быть понятной, прозрачной и должна обязательно проводиться с участием органов студенческого самоуправления. Вот для нас это принципиальный вопрос. Следующий момент, а это, опять же, хочу подчеркнуть, основой для перевода студентов мы попросили сделать их хорошую или отличную успеваемость. Потому что ряд уставов ВУЗов содержали положения, при котором нужно было учиться на отлично шесть семестров подряд. Мы считаем это запретительной нормой, и поэтому предлагаем ВУЗам установить норму не более четырех семестров на "хорошо", "хорошо" и "отлично" или "отлично". То есть это уже условия будет выбирать ВУЗ, но тем не менее четырех семестров на хорошие или отличные оценки. Наряду с хорошей успеваемостью - это первый и основной критерий - это участие студента в общественной жизни. Кроме того, мы считаем, что все эти процедуры перевода должны сопровождаться полной информационной открытостью. С этой целью мы обязали ВУЗы публиковать на своих сайтах информацию о вакантных бюджетных местах. Существует еще ряд ситуаций, при которой студент может попасть в сложную жизненную ситуацию (например, родители студента могут потерять работу или, не дай бог, студент может потерять родителей). В этом случае мы рекомендовали ВУЗам рассматривать такие заявления в первоочередном порядке, и в этом случае студент должен учиться без "двоек", то есть иметь положительные оценки.

sОксана, калининград:

sВыпускникам вузов сегодня очень трудно устроиться на работу - нет опыта, а это работодатель не слишком жалует. Есть ли программа по стимулированию работодателей в открытии вакантных мест для молодежи или какое-либо иное решение этой проблемы?

sВладимир Миклушевский:

sМы очень серьезно относимся к этой проблеме, поэтому Министерством утвержден план действий по содействию трудоустройству выпускников образовательных учреждений 2009 года. Я, прежде всего, хочу сказать о тех мерах по увеличению количества бюджетных мер, которые приняло министерство в этом году. Эти меры направлены на возможность получения высшего профессионального образования, как выпускников школ, так и тех выпускников ВУЗов, учреждений начального и среднего профессионального образования, которые окончат в 2009 году своих учебные заведения. Мы не уменьшили, несмотря на демографический спад, количество очных бюджетных мест для поступления на первый курс. С учетом демографии это означает, что количество бюджетных мест на тысячу выпускников 11-х классов серьезным образом увеличилось. Я просто приведу две цифры. Если в 2008 году было 394 бюджетных места для приема на 1-й курс, то в 2009-м будет уже 420 мест на тысячу выпускников 11-х классов. Кроме того, мы серьезным образом увеличили количество бюджетных мест в магистратуру. Если в прошлом году у нас было 20 тысяч бюджетных мест, то в этом году почти в два раза больше 35 тысяч бюджетных мест. И мы серьезно увеличили количество мест в аспирантуре. Сегодня это количество составляет 29, скажу, что это на 3 тысячи больше, чем в прошлом году. Кроме того, мы собираемся направлять студентов российских ВУЗов для обучения по магистерским программам в ведущие университеты Европы и США. Это порядка 1,5 тысяч человек. При распределении вот этих бюджетных мест, о которых я сказал, мы, конечно, прежде всего, эти места распределяем на востребованные специальности. Потому что мы считаем, что нужно давать правильный сигнал обществу, правильный сигнал тем людям, которые хотят идти учиться, потому что они должны точно совершенно понимать, что, окончив свое учебное заведение, получив соответствующую специальность, смогут устроиться на работу. Кроме того, подготовлен и внесен от имени руководителей всех фракций законопроект, который позволит бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые предприятия. Мы считаем это очень важной мерой как с точки зрения построения инновационной экономики, так и с точки зрения трудоустройства выпускников. Потому что, по нашим оценкам, может быть создано порядка 2,5 тысяч предприятий - это оценка ВУЗов, которые сами ВУЗы дают, - и эти предприятия могут создать порядка 25-30 тысяч рабочих мест, на которых тоже могут работать выпускники. И для этих целей мы намерены организовать в ВУЗах специальные курсы по обучению основам предпринимательства.

sОксана, Москва:

sДобрый день, Владимир Владимирович! Я слышала, что выпускникам этого года будет предоставлена возможность стажироваться после окончания вуза. Расскажите, пожалуйста, подробнее про стажировку и чем она отличается от производственной практики на последних курсах обучения? Спасибо.

sВладимир Миклушевский:

sОчень важная вещь, организация стажировки выпускников после окончания учебного заведения. Я хочу напомнить, что Правительством реализуется программа, направленная на нормализацию региональных рынков труда, это Постановление Правительства N1089, и в рамках этого Постановления Правительства реализуется программа создания рабочих мест. Часть этой программы задействована на создание рабочих мест для стажировки выпускников высших учебных заведений, учреждений начального и среднего профессионального образования. Мы этой теме уделяем очень большое внимание, мы постоянно мониторим ситуацию. По состоянию на 1-е число каждого месяца, мы получаем информацию: на 1 марта, дальше мониторинг будет на 1 апреля, 1 мая, 1 июня и 1 июля. Мы собираем со всех регионов информацию по каналам трудоустройства выпускников. И там, где существует риск на трудоустройство, мы вместе с регионами намерены предпринимать самые энергичные и решительные меры для минимизации таких рисков.

sАвдеева Лена:

sБудет ли распределение принудительным, как было раньше?

sВладимир Миклушевский:

sЯ хочу напомнить участникам конференции, что в соответствии с 37-й статьей Конституции РФ труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Поэтому, наше мнение, что возвращаться к принудительному распределению мы не должны. И вообще, мы должны максимально способствовать гибкости рынка труда. То есть как работник, так и работодатель должен иметь возможность гибко реагировать на меняющиеся условия. Работодатель должен иметь возможность набирать при необходимости работников или, наоборот, иметь возможность при осуществлении социальных гарантий проводить сокращение в соответствии с действующим законодательством, работник также должен иметь право свободного выбора места работы.

sОребьев Андрей Георгиевич, Красноярск:

sНесет ли вуз ответственность за трудоустройство студента? Меня интересует вопрос: куда бывший студент, как трудоустроенный молодой специалист может обратиться, если не соблюдаются его права на рабочем месте? Понимаю, что это вопросы рабочего порядка, но, с моей точки зрения, вуз должен вести какой-то мониторинг своего трудоустроенного выпускника.

sВладимир Миклушевский:

sВУЗ за трудоустройство выпускника ответственности не несет. Но в ВУЗах существуют специальные службы, которые содействуют трудоустройству выпускников. Я еще раз подчеркну, что работа этих служб основана, прежде всего, на информационной поддержке. То есть публикуются и доводятся до сведений студентов те вакансии, которые эти службы собирают с предприятий, организаций, которые, соответственно, эти вакансии туда подают. Организуются ярмарки вакансий. Я считаю, что это достаточно эффективная форма, потому что это позволяет будущему выпускнику и будущему работодателю посмотреть друг на друга, присмотреться друг к другу. Ну и, конечно, я еще раз подчеркну, что та программа, которая сейчас реализуется по Постановлению Правительства N1089 - организация стажировок, это тоже форма помощи выпускнику для устройства на работу. Потому что, я подчеркну, это те рабочие места, которые сейчас финансирует государство, не предприятие, а государство, и это дает возможность выпускнику в течение периода до 6 месяцев стажироваться на данном предприятии. Предприятие присматривается к выпускнику, выпускник присматривается к предприятию, и дальше - либо случается "любовь", либо не случается. Это, как мы говорим, процесс взаимный. Это жизнь.

sЛена Марченко:

sВладимир Владимирович, насколько сейчас выпускники готовы к самостоятельному трудоустройству? Что прежде всего их интересует - самореализация или материальная выгода?

sВладимир Миклушевский:

sЯ считаю, что выпускники готовы. И наш опыт показывает, что в большинстве своем они устраиваются самостоятельно. Все те меры, которые я чуть раньше перечислил, они просто призваны помочь выпускнику это сделать. А что касается вопроса, что их интересует - самореализация или материальная выгода - это очень индивидуально. Достаточно большое количество людей, с кем я, например, общаюсь, все-таки интересует самореализация. Есть люди, которых интересует материальная выгода, но это их право.

sКирпевская Диана, Москва:

sКакими специалистами уже насыщен рынок труда в России, и где ощущается недостаток?

sВладимир Миклушевский:

sПрежде всего, перенасыщенность существует по специальностям "экономика" и "менеджмент", большое перепроизводство. Хотя мы должны очень точно понимать, что, скорее, речь идет о том, что это люди с дипломами, которые реально специалистами не являются. Потому что, я подчеркну, что у нас хороших специалистов - хороших экономистов и хороших менеджеров - по-прежнему не хватает. У нас много людей с дипломами экономиста и с дипломами менеджера. Вот это существенное дополнение. Большое перепроизводство специалистов по гуманитарным профессиям и по педагогике. То есть вот сейчас мы, соответственно, когда распределяем контрольную цифру приема, то мы это обязательно учитываем. Не хватает специалистов технических специальностей, информатизации, и мы, соответственно, тоже увеличиваем количество контрольных цифр приема на эти направления подготовки.

sОксана, калининград:

sПринято ли решение о фиксированной оплате для студентов-контрактников?

sВладимир Миклушевский:

sДа, такое решение принято. На Съезде ректоров, который состоялся 20 марта, выступал Дмитрий Анатольевич Медведев, выступал Садовничий Виктор Антонович, и в решении съезда появится соответствующая норма, по которой ВУЗам будет рекомендовано эту плату заморозить. Это правильная мера, но я хочу сказать, что она еще экономически обоснована. У нас еще есть вопрос, смогут ли ВУЗы набрать необходимое количество контрактных студентов. Я хочу сказать, что демографическая ситуация сейчас такова, что количество студентов в принципе будет намного меньше, чем в прошлом году, из-за того, что количество выпускников школ в этом году меньше прошлогоднего, в этом году из школ выйдет898 тысяч выпускников. При этом мы должны учитывать те меры, о которых я уже сказал, о серьезном увеличении бюджетных мест. Следовательно, тот, кто хочет учиться и покажет хорошие знания при сдаче ЕГЭ, тот сможет поступить на бесплатное место, на бюджетное место. Поэтому количество контрактных студентов, видимо, будет меньше.

sОльга, Рязань:

sЯ заканчиваю университет в 2009 году, хотела бы продолжить обучение в магистратуре, но бюджетные места предусмотрены только для бакалавров, а специалисты могут обучаться только на платной основе. Хотелось бы узнать, планирует ли правительство оказание поддержки выпускникам-специалистам, желающим получить дополнительную специальность в виде возможности претендовать на бюджетные места в магистратуре или возможности получить льготный кредит на образование? Спасибо

sВладимир Миклушевский:

sЯ уже говорил, что в этом году количество бюджетных мест в магистратуру будет существенно увеличено - если в прошлом году было 20 тысяч, то в этом году 35 тысяч мест. При этом хочу Ольге сказать, что она совершенно спокойно может претендовать на бесплатное место в магистратуре, потому что в правилах приема в 2009 году предусмотрено, что выпускник предыдущего уровня может поступить бесплатно на следующий уровень. То есть, иными словами, если она закончит как специалист, она может бесплатно, сдав вступительные испытания, поступить в магистратуру.

sАнтонина Сергеевна, Ростов-на-Дону:

sВладимир, здравствуйте. Очень рады проведению такого интерактивного мероприятия. Нам, журналистам, всегда приятно задать вопрос напрямую, а не через посредников. Скажите, повлияет ли текущая рыночная ситуация на трудоустройство выпускников вузов или все это зависит от личностных характеристик студентов и их профессиональных знаний?

sВладимир Миклушевский:

sБезусловно, возможность трудоустройства зависит от тех компетенций, от тех знаний, которые студент получил в своем учебном заведении, и компетенций, которыми он овладел. Потому что, безусловно, сейчас основная антикризисная мера для студента, если можно так сказать, это хорошо учиться. И только в этом случае он может претендовать на хорошую оплачиваемую работу после окончания. Потому что если студент учится плохо, еле-еле перебивается с двойки на тройку, наверное, ему трудно рассчитывать на хорошее трудоустройство, даже если государство ему при этом будет помогать.

sДима:

sПравильно ли и нужно ли с Вашей точки зрения работать студенту? Если нужно, то выбирать работу по специальности или просто, чтоб заработать?

sВладимир Миклушевский:

sТиповое положение о ВУЗе разрешает трудоустройство студентов, подразумевая, что это тоже форма получения образования, хотя лично я считаю, что студент во время обучения должен учиться. Я, конечно, понимаю сложную экономическую ситуацию, многие студенты работают. Я понимаю реалии жизни. Но тем не менее, моя точка зрения сводится к тому, что если ты пришел учиться, ты должен учиться. Это основная задача в этот период жизни. Работа на каникулах, это, безусловно, вещь полезная. Кстати говоря, буквально недавно был внесен в Государственную Думу Правительством законопроект о студенческих отрядах, который позволяет легализовать вот эту форму студенческого самоуправления, и я думаю, что это также будет этому способствовать. Но, я еще раз повторюсь, это каникулы. В учебное время студент-очник должен учиться.

sМария , Уфа:

sСуществуют ли специальные службы трудоустройства выпускников? Как и где они работают?

sВладимир Миклушевский:

sДа, они существуют. Эта служба создана при МГТУ им Баумана, Межрегиональная служба содействия занятости выпускников. Она работает для ВУЗов Рособразования. Мы сейчас обсуждаем вопрос, чтобы расширить сферу ее деятельности на все ВУЗы Российской Федерации: государственные, на федеральные прежде всего. Основными задачами этих служб является приглашение работодателей, которые заинтересованы в приеме на работу молодых специалистов на защиту дипломов, возможно, участия в государственных аттестационных комиссиях, организации дней открытых дверей, на которые также приглашаются работодатели, проведение ярмарок вакансий, организация конференций с приглашением представителей работодателей и так далее. Я хочу сказать, что сейчас данная система работает в автоматизированном режиме, она создана и работает во всех 345 ВУЗах Рособразования. Эта автоматизированная система позволяет работодателям добавлять туда вакансии, а выпускнику, соответственно, находить эти вакансии и взаимодействовать с работодателями с целью трудоустройства.

sВера, Нижний Новгород:

sКакие специальности стоит выбирать абитуриентам Нижегородской области с учетом того, что ситуация в промышленности, а точнее, в ведущих отраслях региона (машиностроении и металлургии) наметилось резкое сокращение производства?

sВладимир Миклушевский:

sВо-первых, я хочу сказать, что каждый молодой человек, который сегодня поступает в ВУЗ, должен понимать, что он закончит этот ВУЗ через 4, 5 или 6 лет. Я смею полагать, что к этому моменту кризис закончится. И поэтому мы должны думать о посткризисном развитии экономики. Я абсолютно уверен, что и машиностроение, и металлургия будут активно развиваться в посткризисный период, потому что они являются основой любой экономики любой страны. И единственное, что я хочу точно совершенно сказать, что это, конечно, будет уже другая металлургия, другое машиностроение, это будут отрасли, которые станут перевооружаться, там будет другое оборудование, другие технологии. Вот это надо учитывать, когда вы выбираете учебное заведение, когда вы выбираете место для учебы. То есть, это учебное заведение должно быть адаптивно вот к такого рода изменениям учебной программы.

sЗавершающее слово Владимира Миклушевского: В заключительном слове я хочу поблагодарить всех участников пресс-конференции за проявленный интерес и заданные вопросы. Я бы хотел подчеркнуть, что когда мы говорим об антикризисных мерах, мы должны понимать, что это меры, которые направлены, прежде всего, на посткризисное развитие экономики, на модернизацию профессионального образования и науки. Мы должны быть нацелены на повышение эффективности, конкурентоспособности и, в конечном итоге, востребованности наших выпускников. И только наши последовательные шаги в этом направлении позволят нам быть уверенными, что российская экономика выйдет из кризиса окрепшей, будет сориентирована на инновации и передовые технологии. Удачи вам!



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.03.2009
 
ТрудоустройствоIII Региональная ярмарка вакансий «Кадры XXI века – путь к карьере» (Трудоустройство) 16.03.2009

С 26 по 27 марта 2009 года в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоится III региональная Ярмарка вакансий «Кадры XXI века – путь к карьере» Подробнее...

ТрудоустройствоМеры по трудоустройству выпускников 2009 года (Трудоустройство) 28.03.2009

В.Миклушевский: "Государство принимает активные меры по трудоустройству выпускников 2009 года" Подробнее...

Содержание

Нижний Новгород
ТрудоустройствоОб опыте и «производных» (Трудоустройство) 08.04.2012

Возводить опыт в ранг абсолютного мерила — половина провала. А мерять его исключительно годами работы — гарантия провала полного. Подробнее...

ТрудоустройствоУровень безработицы в сентябре (Росстат) (Трудоустройство) 01.11.2009

По мнению Росстата, уровень безработицы в сентябре составил 7,6%. В ПФО самый высокий уровень безработицы - в Кировской области и Чувашии. Подробнее...

ТрудоустройствоСитуация на рынке труда Нижнего Новгорода (Трудоустройство) 24.10.2012

Около 28 тысяч вакансий содержится в банке вакансий городской службы занятости населения, сообщил глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин на пресс-конференции в среду, 24 октября. Подробнее...

ТрудоустройствоВ Нижегородской области общий уровень безработицы в 7 раз превышает официально зарегистированный (Трудоустройство) 28.09.2011

В Нижегородской области на начало сентября было официально зарегистрировано 18 тыс. безработных. Подробнее...

ТрудоустройствоБдительный бухгалтер нижегородского предприятия выявила фальшивый "больничный" (Трудоустройство) 13.04.2012

Бухгалтер нижегородского предприятия выявила поддельный больничный лист, предоставленный сотрудником. Как сообщили ИА REGNUM в областном ГУ МВД РФ, женщина за день до этого посмотрела видеосюжет по те Подробнее...

Трудоустройство82% работодателей в России обращают внимание на внешность работников при трудоустройстве (Трудоустройство) 22.10.2009

Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru представил результат опроса: "Согласны ли Вы с утверждением, что хорошие внешние данные являются серьёзным плюсом при трудоустройстве и постр Подробнее...