Программа «Рыбка» решила королевский гамбит | ||
Спорт | ||
Запустив шахматную программу Rybka на рабочей станции IBM POWER 7 с 2800 ядрами, автор программы сумел решить королевский гамбит — один из самых сложных и острых дебютов шахматной партии, который ... |
Запустив шахматную программу Rybka на рабочей станции IBM POWER 7 с 2800 ядрами, автор программы сумел решить королевский гамбит — один из самых сложных и острых дебютов шахматной партии, который активно использовали Борис Спасский и Бобби Фишер. Компьютерная программа рассчитала исход всех вариантов развития шахматной партии и пришла к неожиданным результатам.
Оказывается, в случае принятия чёрными жертвы на f4 у белых остаётся только один ход, который ведёт в ничьей (в случае идеальной игры с обеих сторон) — слон на e2. Во всех остальных случаях белые получают мат.
IBM POWER 7 с 2800 ядрами на 4,25 ГГц и 16 терабайт RAM — примерно такое же оборудование, на котором работает IBM Watson, выигравший у людей в интеллектуальной викторине.
Вычисления заняли в общей сложности четыре с лишним месяца, что соответствует 10 750 000 часов на одном CPU.
Любопытно, что результаты вычислений оказались удивительно похожи на анализ королевского гамбита, сделанный Бобби Фишером 50 лет назад.
Разумеется, Rybka не рассчитывала все ходы в партии до самого конца, поскольку количество вариантов развития шахматной партии (около 10100) больше, чем количество атомов во Вселенной (от 1079 до 1084). Программа просто оценивает перспективность позиции, и если получает резко отрицательный результат, то прекращает анализ в этом направлении. Из очень плохой позиции при идеальной игре противника невозможно выбраться с вероятностью 99,99999999%, говорит автор программы Васик Райлич (Vasik Rajlich).