В школах продолжают вводить новые стандарты обучения | ||
Образование | ||
Список учебников, который на следующий год утвердили в Минобразования, стал вдвое больше. Это при том, что четверть пособий так и не прошла научной экспертизы. На данный момент в стране действует два ... |
Список учебников, который на следующий год утвердили в Минобразования, стал вдвое больше. Это при том, что четверть пособий так и не прошла научной экспертизы. На данный момент в стране действует два Госстандарта обучения – новый, для начальной школы, и принятый в 2004 году. Только по истории выпустят 140 учебников.
Вначале было не слово, а транскрипция: "мэл", то есть мел. Мама четвероклассника Кирилла коллекционирует причуды и странности учебника по русскому языку. Родной речи его учили как какой-то иностранной. "Дьядя, тьетья, ньянья. Задание — исправь ошибки", — читает мама Кирилла Елена Громова.
Вместо глаголов – "названия действий", вместо существительных – почему-то слова-названия. Вывернутые наизнанку правила, задания, которые не выполнить без родителей. После двух классов по вроде бы прогрессивной программе мама перевела Кирилла в обычный класс.
В этом году в федеральном списке две с половиной тысячи учебников — в два раза больше, чем в прошлом. История – 140 пособий. Физкультура – 30. Авторы теперь пишут учебники целыми линейками, сразу для нескольких классов, и по двум стандартам – старому, 2004 года, и новому.
Что такое стандарт второго поколения? Разобраться пока сложно. Утверждены требования только для начальной школы. Детали, каких авторов прочитать или сколько иностранных слов выучить, здесь не прописаны. Все более абстрактно. Скажем, четвероклассник должен быть любознательным, любить свой край, уважать ценности семьи. То есть важен не способ или содержание, а результат.
В РАН и в Академии образования ученые вычитывают и буквари, и пособия по истории, и ОБЖ. Все без исключения учебники проходят жесточайшую экспертизу. Почти четверть учебников "заворачивают". Некоторые возвращаются на проверку по несколько раз. Часто перекосы и странности интерпретаций встречаются в учебниках по истории.
"В одном учебнике Великая Отечественная война называется советско-нацистской, что, очевидно, ставит на одну доску два режима. Мне кажется, это непозволительно. Мы такие переоценки не поддерживаем", — говорит доктор исторических наук Юрий Петров.
Но в целом ляпов и глупостей вроде того, что "Индия – материк", уже нет. Пройдя через двойной фильтр, учебники почти стерильны. Ни ошибок, ни опечаток, вроде бы и научно, и современно. Но идеального пособия все нет.
"Мы будем смотреть на простой учебник, который состоит из одной таблицы умножения. Там нет ошибок. Ну и что? Как это, хорошо или плохо? Мы так дело можем довести до некоторого издевательского подхода", — говорит вице-президент РАН Валерий Козлов.
Проект стандарта для 10-11 классов отправили на доработку. Очень многим он показался, мягко говоря, странным – авторы предлагали изучать классиков, но при этом не уточняли, каких конкретно и какие тексты. Само слово "примерный" большинству учителей показалось неуместным в школе.
Тяжелый день в школе – это когда самый тяжелый портфель. По каким бы стандартам и учебникам не преподавали, тенденция в школах на данный момент общая — уроков больше, задания сложнее, кружки, проекты, заболеешь — не догнать. Достается и учителям.
"Другой урок, более активный, с большим количеством мультимедийных вещей. Диалоговая форма. Нужно заставить ребенка думать, а учителю проще прочитать лекцию. Добросовестный", — говорит заместитель генерального директора издательства учебной литературы Марина Лобзина.
По мере того, как внедряются новые стандарты, пособия старого образца будут уходить из перечня. Он точно станет короче, но идеальный учебник никто все равно еще не создал.