Скутер и бездорожье | ||
Транспорт | ||
Сейчас стало модно покупать на лето скутер в деревню. А вот любят ли эти маленькие рабочие машинки бездорожье? ... |
Скутер и бездорожье. Часть 1.
Сейчас стало модно покупать на лето скутер в деревню. А вот любят ли эти маленькие рабочие машинки бездорожье?
Для тех, кто ещё не ознакомился с первой статьёй, напоминаем, что в наших тестах мы используем скутер китайской сборки Reggy, 50 куб см, 4-х тактный двигатель, автоматическая трансмиссия – вариатор, 2-х местный, масса 102 кг. Колёса 10-ти дюймовые, т.е. такие, которые в основном ставят на маленькие одноместные скутера, наиболее популярные из-за небольшой цены. В качестве дополнительной опции был приобретён большой прочный багажник (кофра), объёмом примерно 35 л, грузоподъёмностью около 20 кг. Также для перевозки мелочи – открытый бардачок и небольшое отделение под сиденьем, которое, как и кофра, запирается на ключ.
И вот, ранним утром, подготовив полный набор шашлычника, а именно: разборный мангал, пакет древесного угля, мясо в кастрюле, массу всякой мелочи, вроде сахара, чая, стаканчиков, салфеток, ложек-вилок-ножей, всего примерно на 20 кг; мы вдвоём отправляемся за город, 20 км по шоссе, а затем – 10 км отвратительной крупнокаменной дороги. Сразу упомяну, что максимальная грузоподъёмность нашего скутера, (как, впрочем, и большинства его китайских собратьев), составляет всего 90 кг; мы же загрузили его на все 150.
Однако, несмотря на явный перегруз, по шоссе до поворота на грунтовку мы добрались довольно-таки резво, со средней скоростью 50 км/час. И вот – оно. Русское бездорожье. Практически сразу же на нашем пути возникла водная преграда. Мелкая лесная речка переполнилась от прошедших дождей и текла прямо через дорогу поверху. Глубина примерно 25 см, дно – крупный щебень, песок весь вымыло. Рискнём? Конечно, а зачем же мы поехали сюда! Добавляем газу и, аккуратно выворачивая булыжники, переплываем на другую сторону. Никаких проблем. Следующий ручей мы уже переехали не останавливаясь, наблюдая за затонувшей там Шеви-Нивой. Воздухозаборник на скутере стоит достаточно высоко, а макание нижней части двигателя в воду никаких неприятных явлений, вроде бы, не вызывает. Однако, всё же, не советую это делать ежедневно – резкий перепад температуры при форсировании глубоких водных преград для двигателя не сулит ничего хорошего. Вообще, скутер позволяет на небольших скоростях при полной загрузке переплывать водные преграды глубиной до 40-45 см (проверено), возможно, и больше, но тут мы уже не рискнули. Даже УАЗ Hunter форсирует водные препятствия не более полуметра, а дальше нужна уже лодка, а не скутер.
На грубом битом щебне сказывается небольшой диаметр колёс – мелкая вибрация передаётся на все органы управления и на сиденье, и уже через 30 минут начинают уставать руки. Однако крупные ухабы, провалы и, наоборот, крупные камни подвеска проглатывает замечательно, она воистину непробиваемая. Лишь изредка лязгает передний отбойник на крупных камнях, задняя подвеска проглатывает всё. К слову, лежащий на ровном участке обычный кирпич скутер спокойно переезжает. На пути туда держим скорость около 10 – 15 км/час, всё же незнакомая дорога, однако ощущается запас, можно ехать быстрее.
Не буду описывать процесс отдыха (приятное с полезным), однако, хорошего много не бывает. И слегка полегчав, (а может, и нет), мы отправляемся обратно. Поскольку дорогу мы уже немного знаем, позволяем себе двигаться быстрее, средняя скорость приближается к 20 км/час, а местами вплоть до 30. Периодически бьём передний отбойник, однако в целом, что удивительно, идём плавнее, чем на пути туда, маленькие колёса перелетают некоторые неровности, подвеска всё честно отрабатывает, а сам скутер едет весьма комфортно. К слову, на обратном пути мы обогнали 4 автомобиля. По приезду – капитальный осмотр. Никаких повреждений, никаких дефектов, по крайней мере видимых, мы не обнаружили, хотя смотрели очень тщательно.
Впрочем, для полноты сравнения, одного типа плохой дороги недостаточно. Так что впереди ещё много километров бездорожья, а общий итог мы подведём в таблице.
Скутер и бездорожье. Часть 2.
Прошла неделя. И вот, рано утром мы вновь собираем полный набор шашлычников, и – вперёд, дорога ждёт! Точнее, недорога.
Впрочем, по сравнению с прошлой, сегодняшняя дорога намного лучше, мы поедем по лесной колее, протяжённостью также около 10 км. Немного о дороге: достаточно ровная дорога, корни, небольшие ямки, в целом, рельеф дороги достаточно спокойный. Здесь уже можно ездить на простых легковых автомобилях (правда, не особо быстро).
Первая мысль – ух, прокатимся! Однако, к сожалению, идею осуществить не получилось. Как только скорость начинает превышать 20 км/час, корни деревьев, которые сложно увидеть, начинают резко мешать движению – сказывается очень малый размер колёс. Поэтому прокатиться с ветерком не получилось. Впрочем, через некоторое время мы наловчились ехать не по самой дороге, а по краю, где дорога переходит в бровку леса, где нет продавленной шинами земли, и корни не так сильно торчат из земли. Как только освоили новую манеру езды, удалось немного повысить скорость передвижения. Однако, помните, что в траве бровки камней и корней не видно вообще! Поэтому, несмотря на желание, ехать лучше с безопасной скоростью. В целом, конечно, по такой дороге ехать намного комфортнее, чем по прошлой, однако, скорость движения здесь уже не превышает среднюю автомобильную. Местами, приходится ехать даже медленнее, там, где много корней.
Впрочем, здесь также никаких нареканий к скутеру у нас нет. Он честно довёз нас туда и обратно без приключений. Вечерний осмотр не выявил никаких дефектов или повреждений.
Несмотря на оптимистические настроения, выводов пока делать не будем, поспешишь…
Скутер и бездорожье. Часть 3.
На этот раз мы не стали ждать ещё неделю, и поехали прямо назавтра. Сегодня перед нами будет лежать самая длинная, песчаная дорога, с пологими холмами и впадинами, местами влажная, местами сухая. Общая протяжённость около 20 км.
На этот раз мы едем без комплекта шашлычника, перевариваем вчерашний. Поскольку здесь нет мелких неровностей, нагрузка на скутер не имеет принципиального значения, хотя нагрузка всё равно больше допустимой (~130 кг при разрешённых 90).
Вначале дорога немного влажная, местами лужи (неглубокие, до 20 см). Дорога ровная мягкая, ехать одно удовольствие. Энергоёмкая подвеска глотает энергию прыжков с одного холма на другой, скорость выше 40 км/час. Под радостные брызги луж мы проходим несколько километров. Затем профиль дороги начинает уходить вверх, дорога становится суше, вершины холмиков становятся сыпучими.
И вот здесь возникают первые неприятности: на сухом песке маленькие колёсики начинают юзить по песку. При снижении скорости управляемость улучшается, но колёса начинают закапываться. Ещё через несколько километров дорога поднялась высоко, солнце светит ярко, тепло… Вождение стало очень сложным. При малейшем неверном движении скутер ведёт в сторону, резко нажимаешь на тормоз, колёса закапываются, слабого двигателя явно не хватает…
В итоге: по сухим песчаным дорогам на скутере ездить очень тяжело и требует навыков вождения. И если по влажному (хотя бы слегка) песку ехать очень даже хорошо, то на сухом скорость падает до 15 км/час. Вторая неприятная новость – резкое увеличение расхода топлива, по приблизительным подсчётам около 3,5 л. Причём увеличенный расход топлива сохранился и по выезде на асфальтовую трассу. И, впервые, обратный путь мы поехали по объездной асфальтовой дороге, повторять этот подвиг мы не стали.
Причину повышенного расхода топлива мы выявили на обязательном вечернем осмотре. Мелкая песчаная пыль забила воздушный фильтр, поэтому топливо просто вылетало в трубу, не сгорая полностью. Это очень плохо, на стенках двигателя образуется нагар и копоть, снижается мощность, а также это приводит k быстрому выходу из строя свечи зажигания. Впрочем, если быть k этому готовым, это не такая уж проблема; фильтр – это всего лишь… поролон. Аккуратно вырезанный кусок, прикрытый крышкой на пяти саморезах. Можно просто промыть в воде. Только, пожалуйста, не в озере!!! Берегите природу! А вообще, по окончании сезона можно просто вырезать новый и спокойно ездить.
За столь короткое время нагара в двигателе не накопилось, удалить же его на 4-х тактном двигателе достаточно просто: надо залить топлива повышенного октанового числа (в нашем случае мы используем 98-й Лукойла и погазовать, поставив скутер на ножку так, чтобы заднее колесо оказалось в воздухе. За несколько минут бОльшая часть сажи вылетит в трубу. (Только не возле дома и не на детской площадке, лучше на стоянке или на обочине дороги.)
Скутер и бездорожье. Часть 4.
Сегодня, спустя две недели после последнего испытания, мы, наконец, сможем провести последнее, и подвести общие итоги пригодности скутера за пределами шоссе. Сегодня нашей дорогой предстанет комбинированная дорога между двумя деревнями, протяжённостью около 12 км, покрытие примерно 40% - битый асфальт, остальное – крупнопесчаное или мелкогалечное покрытие, с преимущественно пологими холмиками, однако, местами, достаточно грубо развороченная местными бульдозерами.
Сегодня сухо и жарко, вслед за проходящими машинами уходит целая стена взвешенной пыли… Да, похоже, бани по приезду в деревню не миновать! Сегодня скутер загружен рекордно: примерно 170 кг поклажи. Лишние 30 кг обеспечивают две 15-ти литровые канистры воды по бокам скутера возле заднего колеса, связанные за ручки и переброшенные через седло наподобие коромысла. С такой загрузкой поведение скутера уже не совсем устойчиво, а также превысить 45 км/час даже по ровному асфальту не получилось. Предупреждаем начинающих скутеристов: не перегружайте настолько скутер, не имея достаточных навыков вождения! Тормозной путь при такой загрузке становится бесконечным. А новый скутер, до завершения обкатки (500 км), вообще никогда не нагружайте более 2/3 от паспортной грузоподъёмности! Впрочем, об этом уже упоминалось в первой статье, а о ремонтопригодности скутеров, в т.ч. в полевых условиях, будет отдельная статья.
Первое, что порадовало, пыль поднимается позади скутера, а не из под него. Поэтому, в отличие от автомобилей, сам скутер практически не покрывается пылью, запылилась только задняя фара и край заднего багажника (кофры), а также нижняя часть канистр. Здесь же мы ещё раз порадовались, что выбрали шлемы с открытой нижней частью: в них ещё можно ехать, в полностью закрытых точно бы спарились.
Здесь скутер точно решил отыграться за прошлый промах: очень резво для своей нагрузки он с лёгкостью перепрыгивал с кочки на кочку, не досаждая ни тряской, ни лязгом отбойников. По скорости мы шли наравне с впереди идущей пятёркой, чтобы не попасть в облако её пыли; однако можно было бы и побыстрее.
На участках с разбитым асфальтом скорость резко падает, пятёрка впереди уходит в отрыв, мы же, чтобы не уничтожить передние амортизаторы, аккуратно прыгаем по неглубоким, но крутым ямкам, сказывается явный перегруз и … опять всё те же маленькие колёса. Впрочем, впечатления от сегодняшней поездки, по сравнению с предыдущими вылазками, самые наилучшие. Их не смог испортить даже наглый водитель Ланд-Крузера, обдавший нас столбом пыли всего лишь в полукилометре от цели, когда мы уже надеялись приехать чистыми. По прибытии сразу же почистили воздушный фильтр (просто аккуратно выбили его о маленький заборчик). Впрочем, в этот раз пыль была полностью сухая, и не так сильно забила фильтр, как в прошлый раз, поэтому возросший до 2,8 л расход топлива отнесём на счёт перегрузки.
На обратном пути, освободившись от канистр, мы ехали резвее, благо машин в попутном направлении нам не встретилось. Обязательный вечерний осмотр каких бы то ни было неисправностей не выявил, а воздушный фильтр мы ещё раз помыли. С мылом, дома, в тазике.
Скутер и бездорожье. Часть 5. Финал.
Мы протестировали скутер по четырём различным типам грунтовых дорог, от вполне приличных до полностью разбитых. Для наиболее точных результатов, по всем дорогам скутер шёл перегруженный в полтора – два раза. В общей сложности по бездорожью мы накатали около 100 км. Пора подводить итоги.
Чтобы не занимать места в таблице, типы дорог опишем здесь:
Тип 1: Серьёзное бездорожье, малопроходимое для автомобилей, крупные камни, крутые ямы, жёсткое основание
Тип 2: Неглубокая лесная колея, проходимо для большинства автомобилей, мягкое основание, корни.
Тип 3: Песчаная дорога, проходимо для большинства автомобилей, пологие холмы, мягкое основание.
Тип 4: Просёлочная дорога, проходимо для большинства автомобилей, местами битый асфальт, местами мелкогалечное основание, песок.
Тип дороги | Скорость движения, км/час | Скорость движения автомобиля, км/час | Комфорт | Общая оценка | Пробег по этой дороге, км |
Тип 1 | 15-25 | 5-10 | 3,5 | 5,0 | 20 |
Тип 2 | 15-20 | 15-20 | 4,0 | 4,0 | 25 |
Тип 3 | 15 | 20-25 | 2,5 | 2,5 | 22 |
Тип 4 | 15-30 | 20-40 | 4,0 | 4,0 | 30 |
Оценки комфорта и общая выставлялись по пятибалльной системе. Пятёрка за первый тип поставлена потому, что скутер по такой дороге едет намного лучше, чем любой автомобиль. 2,5 балла за песчаную дорогу потому, что ездит по ней хорошо, пока она сырая, мокрая или влажная; но не абсолютно сухая.
Наш общий итог: скутер вполне пригоден k езде по бездорожью, даже на очень плохой дороге он уверенно вывезет вас k месту назначения. Отсутствие поломок – это самое главное. Местами он намного лучше автомобиля; но местами же он оказывается существенно хуже. Впрочем, во всех тестах он превосходит по комфорту и скорости любой велосипед.
Так что перед выбором скутера сначала оцените, где именно вы собираетесь его эксплуатировать. Удачи, не забывайте надевать шлем и включать фары!
Предыдущая статья: Есть ли смысл пересесть с автомобиля на скутер?
18.05.2009
* При цитировании материалов, ссылка на источник обязательна.